Совершенствование Закона о профилактике йододефицита: какие изменения могут повлиять на здоровье населения?

Совершенствование Закона о профилактике йододефицита: какие изменения могут повлиять на здоровье населения?

Сотрудники офиса Delivery Unit при Агентстве стратегических реформ изучили существующие проблемы в данном направлении и разработали предложения по усовершенствованию законодательства для эффективной профилактики йододефицита.

Социальное влияние пищевой соли отражается в утрате интеллектуальных, образовательных и профессиональных ресурсов нации. Поэтому в Государственной программе по реализации Стратегии «Узбекистан — 2030» в 2024 году есть цель №13 по разработке законопроекта по совершенствовании механизмов профилактики йододефицита.

По данным исследований Республиканского специализированного научно-практического центра Эндокринологии в Республике выявлено снижение среднего суточного потребления йода в 2-3 раза (всего 32-64 мкг при необходимом потреблении 150-200 мкг).

В 2017 году ЮНИСЕФ провел исследования питания в Узбекистане, результаты которого выявили, что школьники и женщины, включая беременных, испытывают недостаток йода в организме и несоответствие фактического содержания йода в соли к информации, написанной на упаковках.

В 2023 году уполномоченные органы провели контрольные закупки соли и выявили несоответствие стандартам 22 из 29 продукций йодированной пищевой соли.

Nota bene: недостаток йода в организме приводит к умственной отсталости и развитию заболеваний щитовидной железы, включая образование узлов и кист; у детей, дополнительно, к снижению иммунитета, интеллекта и к отставанию в физическом развитии.

В чем заключается проблема?

1. Отсутствие четкого запрета на производство нейодированной соли. Закон «О профилактике йододефицитных заболеваний среди населения» от 2007 года не запрещает ее производство, в результате чего производители продолжают выпускать нейодированную пищевую соль.

2. Нет системного внешнего контроля качества производства йодированной пищевой соли.

3. Отсутствие современного оборудования и достаточного внутреннего контроля. Согласно данным Программы обогащения пищевой продукции при Центральное бюро реализации проекта «Здоровье3», 53 организации производят йодированную пищевую соль, а еще 61 организация занимается только ее расфасовкой. Однако 37 из 53 производителей не имеют внутренней лаборатории для контроля качества, и 13современных дозаторов для йодирования пищевой соли. В результате нет гарантии качества очистки, содержания достаточного йода и отсутствия вредных загрязнителей в реализуемой пищевой соли, что может нанести вред здоровью населения.

4. Отсутствие контроля реализации. В точках продажи пищевой соли (магазины, продуктовые рынки) отсутствуют критерии проверки соответствия продукции государственным стандартам при закупке. В результате продавцы не знают, какую соль они продают.

5. Отсутствие информирования населения. Не проводится эффективная информационная кампания, разъясняющая важность употребления йодированной соли для здоровья, а также правильное хранение (в темной и закрытой упаковке) и использование соли в домашних условиях.

Более 100 лет назад Швейцария первой в мире (в 1922 году) начала универсальное йодирование соли. Была создана Федеральная комиссия по зобу с назначением ответственного за программу элиминации йододефицита. Все виды соли для людей и животных должны были быть йодированы. В 2022 году страна объявила о полном искоренении зоба и кретинизма.

Глобальная сеть по йоду признала эффективной программу обязательного очищения и йодирования пищевой соли, которая повысила охват йодированной солью с 49% до 72% в 22 странах Азии (Сингапур, Вьетнам, Малайзия, Бангладеш, Индия, Китай, Таиланд, Бруней и другие). В 20 из этих стран запрещено производство не йодированной соли. Все 22 страны требуют регистрации производителей соли и гарантии качества соли в соответствии со стандартами.

Опыт некоторых стран (Казахстан, Туркменистан, Грузия, Литва, Азербайджан, Беларусь, Кыргызстан, Армения) идентичен: обязательное йодирование пищевой соли, запрет на производство нейодированной соли, сертификация йодированной соли, ответственность производителя и импортера за безопасность и качество йодированной соли перед потребителем.

Как изменить ситуацию?

В первую очередь, важен принципиальный отказ от сертификации конечной продукции и переноса ответственности на производителей соли. Кроме того, важно учесть в обновленном законе следующее:

1. Йодирование пищевой соли должно быть обязательным (как для домохозяйств, так и для производства пищевых продуктов);

2. Внедрение принципа «единой цепочки производства», где одно предприятие отвечает за добычу, очистку, обработку и качество соли, а также имеет службу поддержки для потребителей;

3. Юридические лица, осуществляющие производство, реализацию, импорт йодированной поваренной соли, несут ответственность перед потребителем за соблюдение государственных стандартов, безопасности и качества;

4. Отход от монополии на завоз йодата калия в пользу создания динамичного рынка, доступного любому добросовестному производителю;

5. Внедрение внутреннего и внешнего контроля качества на 3-х уровнях: производства, реализации и употребления;

6. Создание реестра солепроизводителей и открытая публикация списка для населения;

7. Запрет производства, импорта и розничной реализации поваренной нейодированной соли для потребления в Республике Узбекистан;

8. Пересмотр государственных стандартов, правил и норм, а также внесение соответствующих изменений с учетом «единой цепочки» производства йодированной соли;

9. Регулярное предоставление населению посредством различных информационных средств (телевидение, радио, социальные сети, сайт Минздрава) следующей информации:

– важность употребления йодированной поваренной соли, особенно для детей и беременных женщин;

– правильное хранение и употребление йодированной поваренной соли в домашних условиях;

– результаты контрольных закупок, проводимых уполномоченными организациями в целях оценки качества йодированной поваренной соли;

10. Проведение оценки эффективности программ йодирования соли путем эпидемиологических исследований каждые 5 лет.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сайт о здоровье и благополучии
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: